УДК 398

ОБРАЗЫ «ПОДЗЕМНЫХ ЖИТЕЛЕЙ» В СКАНДИНАВСКИХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ВОЛШЕБНЫХ СКАЗКАХ

Сафрон Елена Александровна
ФГБОУ ВПО «Петрозаводский государственный университет»
кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры скандинавской филологии

Аннотация
В статье рассматриваются персонажи скандинавского фольклора, которые относятся к категории «подземных жителей». В круг внимания попали такие фигуры как вэтте, виттры, эльфы, хульдры. Их отношения со смертными обычно носят двойственный характер: с одной стороны, сверхъестественные существа помогают людям, даже часто вступают с ними в брак; с другой стороны, жестоко мстят за причиненные обиды. С точки зрения выполняемых ими функции они сходны с духами умерших предков.

Ключевые слова: виттра, вэтте, культ предков, подземные жители, фольклор, хульдра, эльф


THE IMAGES OF "UNDERGROUND PEOPLE" IN THE SCANDINAVIAN FOLK FAIRY TALES

Safron Elena Alexandrovna
Petrozavodsk State University
PhD in Philology, Senior Lecturer of the Scandinavian Philology Department

Abstract
The article discusses the characters of Scandinavian folklore, which are categorized as "underground people." We are talking about vettes, vittras, elves, huldras. Their relationships with mortals are usually twofold: on the one hand, supernatural beings help people, even often marry them; on the other hand, they violently take revenge if someone hurts. From the point of view of their functions, they are similar to the spirits of dead ancestors.

Библиографическая ссылка на статью:
Сафрон Е.А. Образы «подземных жителей» в скандинавских фольклорных волшебных сказках // Филология и литературоведение. 2014. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://philology.snauka.ru/2014/08/899 (дата обращения: 01.05.2017).

Настоящая статья посвящена представителям скандинавского фольклора, которые в сказках традиционно именуются «underjodiska», т. е. «подземные жители».

Интерес к данной теме был вызван желанием ответить на вопрос, почему столь разные на первый взгляд фигуры называются одинаково, вне зависимости от того, живут они внутри горы или под половицами на кухне. Обычно в эту категорию попадают следующие существа: вэтте, виттры, эльфы, хульдры.

Идентифицировать данные образы не всегда представляется возможным, так как часто информант вообще не сообщает никаких признаков, которые могли бы подсказать фольклористу, что за персонаж фигурирует в рассказе, а ограничивается упоминанием о том, что это «подземные жители». В крайнем случае, дается информация о том, что внешне они напоминают человека.

Обратимся к первому существу из упомянутых в списке – вэтте (vätte). Этот фольклорный персонаж обладает  миниатюрными размерами, предпочитает одежду серого цвета, обитает под землей или под полом [1]. Функционально это создание сходно с домовыми.

Вера в существование вэтте бытует преимущественно в южных районах Швеции [2]. В Сконе полагали, что вэтте чаще всего поселялись в тех домах, где жили большие семьи со множеством слуг. Считалось, что вэтте не могли иметь детей, поэтому они крали младенцев у людей [3]. Жители Сконе никогда не выливали кипяток в водосток, так как были убеждены, что таким образом можно было ошпарить вэтте, который именно через трубу попадал в дом [4]. В случае, если воду все-таки было необходимо вылить, шведы предупреждали вэтте криком, чтобы те успели спрятаться [5]. Подобный обычай существовал и у лужичан, у которых домовой представал перед людьми в образе ребенка, одетого в белое. Если нужно было вылить кипяток, то его предупреждали криком: «bože sedleško! Dži preĉ, zo će ne nespraj» («Божье седлечко! Иди прочь, чтобы тебя не ошпарить!»). Тот, кто забывал сообщить домовому о грядущей опасности, мог покрыться сыпью или прыщами [7, с. 84].

Скандинавы были убеждены, что вэтте обитали преимущественно под полом жилого дома, однако существуют сведения, что они так же, как и виттры, могли жить и под хозяйственными постройками: «Два года подряд крестьянин видел в сочельник маленькое таинственное существо и только на третий год решился заговорить с ним. Выяснилось, что это существо было вэтте, и что жило оно под хлевом. Вэтте пожаловался на то, что навоз из хлева постоянно просачивается в щели потолка его подземного дома, и пообещал принести крестьянину большую удачу, если он перенесет хлев на другое место. Просьба была выполнена, и с тех пор у хозяина скот всегда был тучным и здоровым» [2].

Вэтте, как и прочая нечистая сила, проявляли свое присутствие именно ночью: они выбирались из-под половиц, пока люди спали. Если кто-то из смертных в этот момент случайно просыпался, то наблюдать за действиями вэтте он должен был в полной тишине, иначе они могли тотчас же исчезнуть.

Данные существа требовали от хозяев дома чистоты и аккуратности. Если люди пренебрежительно относились к своему жилищу, то вэтте могли покинуть дом. Их переезд мог доставить  смертным массу неудобств, а в худшем случае мог стать причиной эпидемии [5].

По традиции все, что падало на пол: деньги, хлебные крошки и т.д., становилось собственностью вэтте. Хозяйка, чтущая заветы предков, должна была начинать уборку только после того, как вэтте успели забрать то, что им понравилось [5].

Существовали также лесные вэтте, чье место обитания было таким же, что и у хульдр, т. е. под скалами или деревьями. Вэтте могли брать на себя функции духов-хозяев, когда брали под свое покровительство тот или иной лес, остров или другое какое-либо ограниченное пространство. Чаще всего они, как и славянские вилы [7, c. 302], охраняли источники, поэтому желающий получить чистую, а не отравленную воду должен был плюнуть в источник и прочитать следующий заговор: «Тьфу на вэтте, тьфу на всякое зло» [5].

К подземным жителям относились также виттры. Вера в народ виттра, виттерфольк (vitterfolk) была распространена в фольклоре Северной Швеции. Внешне виттра, как и вэтте,  похожи на людей, носят такую же одежду, часто даже исполняют те же песни, что и жители той местности, где они обитают. Живут под землей – под амбарами или постройками на летних пастбищах [6].  В случае если виттры похищали скот, можно было обратиться к деревенскому колдуну или знахарю, который, согласно народным верованиям, обладал властью над «подземными жителями» и мог вернуть животных обратно целыми и невредимыми. Однако тем, кто вступал с ними в противоборство, виттры могли и отомстить. Так, колдун по имени Пер Саннум из сказки «Вечер, проведенный в одной норвежской кухне» благодаря магии «подземных жителей» на целую ночь застыл с перекошенным ртом в собственном загоне для скота [8, c. 270].

В анализируемую нами категорию попадают и эльфы, или альвы (älvor), в исландской традиции называемые аульвами. Обычно в Исландии их называли «хульдуфольк» («huldufolk»), сравним с «höljda» (шв.), – «скрытые» [9]. Данное слово этимологически близко с названием другого фольклорного персонажа – хульдра.

Шведский епископ Олаус Магнус (1490–1557 гг.) в «Истории северных народов» предостерегал своих соотечественников от контактов с эльфийским народом – подземными жителями, стремящимися принести людям вред [10].

Итак, эльфы обычно живут внутри гор. Так, в шведской сказке «Три волшебных листочка»  старушка-эльфийка рассказывает, что она живет в горе, и жалуется, что коровы топчут склоны, под которыми живет ее племя, и мешают им [11, c. 59 – 60].

Как уже было нами отмечено ранее, в анализируемую категорию попадают и хульдры. Согласно норвежской сказке «Вороны Ут-Рёста», хульдры  обитают на благословенных островах в море: «Солнце светит там ярче, чем всюду, луга там зеленее, поля плодороднее, а рыба в море никогда не переводится – сколько ни закидывай сеть, всегда полна» [12, c. 4]. Попасть на эти острова мог только либо очень благочестивый человек, либо тот, кому в море грозила смертельная опасность.

В еще одной норвежской сказке – «Истории Матиаса Шутта» – представлена христианская легенда, объясняющая происхождение хульдр: «Когда наш Господь низверг падших ангелов, одни упали в ад, а других, кто менее согрешил, он превратил в духов воздуха, воды и в подземных духов. И, кстати сказать, последних я сам часто слышу и вижу в лесах и полях» [8, c. 40] (пер. мой. – Е. С.). Такая трактовка может быть интерпретирована как попытка примирить языческий образ с  поздней христианской традицией, которая, однако, не способна пролить свет на историю происхождения данного персонажа, гораздо более древнего, чем сами евангельские тексты.

Ориентируясь на материал исландского фольклора, М.И. Стеблин-Каменский делает выводы о том, что хульдры  олицетворяли собой силы природы [13, c. 155] и внешне мало отличались от людей. Так, согласно исландской традиции, единственная примета, позволяющая определить, что перед тобой представитель «скрытого» народа – отсутствие вертикальной впадинки между носом и верхней губой. Хульдуфольк и людей связывает также приверженность к христианской религии и то, что оба эти народа смертны.

По мнению исследователя, мир «скрытых» существ – зеркальное отображение человеческого мира, который, однако, более напоминает сон или мечту: смертные могут увидеть его, только если случайно намажут глаза специальной мазью, либо если хульдуфольк сами этого захотят [13, c. 155]. Мотив волшебной мази традиционно связан с мотивом наказания за ее использование. Так, в одном шведском сказании женившийся на смертной подземный житель приглашает к себе тещу. Когда женщина попадает в чертоги зятя, она поражается богатству и красоте убранства. Однако дочь дает ей мазь, чтобы та помазала себе один глаз, и тогда жилище подземных жителей предстает перед ней в своем истинном неприглядном виде.

Когда она возвращается к себе домой, то видит, как зять ворует еду, будучи уверен в том, что его никто не замечает. Как только подземный житель понимает, что теща может его видеть, он выкалывает ей глаз, который в свое время был намазан чудесной мазью [8].

Возможны случаи, когда подземные жители по собственному желанию снимают с себя завесы невидимости. В качестве иллюстрации возьмем  норвежскую сказку: «Это было где-то в Сулёре, да, там была свадьба <…> И вот, когда они пили и ели, услыхали они какой-то звук в углу горницы <…> это было похоже на хриплый смех множества людей», и далее хульдра, одна из тех, кому принадлежал смех, говорит следующее: «Да, скудноватое было угощение <…> А жалких капель супа, которые мы ловили между миской и ртом гостей, даже и попробовать не хватило» [14, с. 95 – 97].  Данный пример позволяет нам не согласиться с позицией М.И. Стеблин-Каменского, который предполагал, что хульдры представляли собой олицетворение сил природы, но предположим, что они более напоминают духов-предков, получающих подношения. Вместе с тем отметим, что жертвенный ритуал в вышеупомянутой сказке травестируется: пища жертвуется хульдрам не сознательно, а случайно. Вот как об этом говорят сами хульдры: «И мы бы вернулись голодными со свадебного пира, если бы Ханс Бергерсен – управитель – не уронил кусок мяса на пол, из-за которого мы все передрались и перетаскали друг друга за волосы» [14, с. 97].

Идея о cходстве хульдр и духов умерших предков возникает отнюдь не случайно, подчеркнём ещё раз, что эти существа, как и души усопших, «связаны не только с «чужим», далеким загробным миром, но и со «своим», близким» [15, c. 334]. Именно поэтому хульдры приходят на свадьбу, однако, оставаясь незваными гостями из иного, кромешного мира, остаются для людей невидимыми.

Следующий персонаж, попадающий в поле нашего зрения, – виттра (vittra). Шведы убеждены, что домашние животные могут видеть виттр, тогда как для людей они остаются невидимыми. (Согласно традиционным представлениям шведского народа, невидимость – это качество, присущее всем представителям потустороннего мира, т. е. «родственникам Люцифера» [16]). Сходные представления  существовали и у других народов. Так, по свидетельству Э.Б. Тайлора, жители Гренландии верили, что тюлени, дикие птицы и колдуны могли видеть привидения, недоступные взору простых смертных. У иудеев и мусульман есть поверье, что если собаки начинают выть, значит, рядом пролетел ангел смерти [17, c. 362].

Т. Вестрин настаивает на том, что  хульдрам соответствовал также «виттрефольк» (vittrefolket) или ветте (vätte), в существование которого верили на севере Швеции: они во многом напоминали человека: также одевались, содержали скот, жили в деревнях, однако на зиму уходили под землю[9].

Отношения между смертными и подземными жителями обычно носили двойственный характер: они могли как помогать, так и вредить друг другу, вольно или невольно.

Подземные жители традиционно считались виновниками кожных заболеваний. Согласно убеждениям шведов, достаточно было только пройти рядом с местами, находящимися под «властью подземных сил», чтобы покрыться сыпью. В таких случаях помощи искали не у врачей, а у знахарей (шв. ko(u)ckelgumma – знахарка, ko(u)ckelgubbe – знахарь) [4]. Нужно было «подуть на воду», а потом плотно закупорить ее. Этой водой пациент должен был протирать тело, если речь шла о кожных болезнях, и пить, если проблемы носили внутренний характер [18].

Особенно перед этими существами были уязвимы новорожденные. Во избежание возможного похищения необходимо было сжечь послед и как можно быстрее крестить младенца [19]. Религия становится верным средством борьбы с представителями языческого мира, где вера в силу креста была непоколебима: так, считалось достаточным вырезать этот знак на перевязи в стойле, чтобы получить гарантированную защиту для домашних животных [20].

В  ситуации, когда сам смертный первым идет на конфликт, подземные жители жестоко мстят обидчику. Так, в норвежской сказке «Хульдры-соседи» наказание ожидает тех хозяев дома, которые нарушают правила, регулирующие  совместное проживание людей и «подземных жителей»: «на Рождество хозяева хутора всегда уезжали погостить к родственникам <…> Когда хозяева возвращались <…> где-нибудь в доме лежало серебро или драгоценности, которыми хульдры расплачивались за то, что все это время они жили в доме» [21]. Потом усадьба была продана, и новый хозяин решил не уезжать на Рождество, а «спрятался за дверью, и когда хульдры вошли в дом, сильно ударил одного из их стариков» [21]. Наказание за этот поступок оказалась ни в пример жестоким: «Коровы стали доиться с кровью, телята заболели, лошади отощали <…> на хуторе вспыхнул пожар <…> и все, кто был во дворе, слышали, как хохотали и смеялись хульдры внутри своего холма» [21]. Хульдры, сходные с духами домашнего очага, в этой ситуации представляют собой стихию огня в своей гневной ипостаси, т. е. так же, как и бог-хранитель домашнего благополучия, имеют две ипостаси: созидателя-помощника и мстительного разрушителя. В качестве сравнения можно вспомнить французскую клятву, зафиксированную Я. Гриммом: «Mal feu arde» («Злым жгучим огнем [клянусь]» [7, с. 98]. Агрессивное поведение хульдр, уничтожающих имущество своих хозяев, обусловлено также их связью с миром умерших, ведь усопшие отнюдь не всегда изображаются дружелюбными существами, но чаще представляются страшными призраками, не только вредящими, но иногда даже убивающими живых.

Смертные часто имели и романтические связи с представителями «скрытого» народа как бескорыстно, так и с совершенно конкретными целями. Так, в 1632 г. священник Э. Х. Прютциз Норрчёпинга писал о предосудительном поведении тех прихожан, которые вступают в половую связь с нечистью, в том числе и для того, чтобы охота или рыбалка принесли богатую добычу [22]. В частности, фольклорист С.А. Пален обратил внимание на обычай обеспечивать себе благосклонность виттры прежде чем отправиться на охоту или рыбалку, так как «именно она управляла всеми дикими животными» [23]. Тем, кто был на хорошем счету, виттра позволяла добыть  принадлежавших ей «старую собаку и большого быка», т. е. медведя и лося. Те же, кто оказывался в немилости, могли неделями бесцельно бродить по лесу без единого шанса на добычу. Виттра могла также заставить охотника всегда промахиваться или сделать животное неуязвимым. Считалось, что чары можно было разрушить, если зарядить ружье серебряной пулей или пулей, отлитой из церковного колокола. Также пулю можно было заменить змеей [23]. Однако хульдры могли вступить и в законный брак со смертными, если их окрестить [14, с. 85]. Анализируемые существа могли похищать смертных, в том числе и для осуществления родовспоможения.

Так, согласно одному шведскому сказанию, подземный житель похитил девушку и женился, а когда ей пришла пора рожать, он пришел к своей теще и попросил помочь. В награду она получила чан, наполненный яйцами, которые на следующее утро превратились в серебро [24].  К примеру, в награду за то, что смертная женщина помогла беременной вэтте родить, та отдала ей нечто, напоминающее какой-то хлам. Женщина все равно с благодарностью приняла подарок и сохранила его, а он на следующий день превратился в деньги [24]. В данной ситуации мы имеем дело с двойным испытанием: чтобы получить награду, человек должен не только помочь фольклорному персонажу, но и проявить скромность, не рассчитывая на какую-либо плату. Только при соблюдении всех условий смертного ждет награда.

Люди могли и сами невольно вредить подземным жителям. Шведские крестьяне верили, что подземных жителей можно было чаще всего встретить именно в праздник середины лета (midsommar) [25], так как именно в это время из глубин гор выходит нечистая сила, чтобы веселиться и танцевать всю ночь напролет [21, с. 656].

Суеверные жители современной Исландии не начинают строительство без предварительной консультации со стариками, которые, по убеждению местных жителей, входят в контакт с потусторонним миром. Если вэтте скажут «нет», то исландцы должны выбрать для строительства другое место. Существует современная легенда, что одна такая «мудрая старуха» приехала из Исландии в Швецию в начале 1980-х гг. Приехала она в Гётеборг, но ей захотелось еще и пройтись по магазинам Буросе. Двигаясь по сороковой трассе и, вероятно, будучи уже на полпути, пожилая дама внезапно спросила: «Много ли аварий случается этой дороге?» Ее попутчик ответил, что эта трасса раньше называлось Дорога смерти, такое количество аварий здесь происходило. Дама кивнула и сказала: «Я понимаю, почему. Они построили дорогу прямо на том месте, где живет маленький народец!» [5].

Подводя итоги, отметим, что подземные жители имеют непосредственное отношение к культу умерших предков, что особенно ярко проявляется на примере вэтте, обитающего непосредственно под полом дома. Жертвенная пища, которую тем или иным способом получают обозначенные существа, также свидетельствует о том, что перед нами фольклорные персонажи, сформировавшиеся на основе представлений об умерших членах семьи.

В свою очередь, их взаимоотношения с человеком обычно зависят от того, соблюдает ли сам человек правила «совместного проживания». Таким образом, мы можем говорить о том, что данные сказки учат соблюдать хрупкое равновесие между «этим» и «тем» миром, где залогом успеха и процветания является мирное сосуществование.


Библиографический список
  1. Vätte // Svensk Ordbok / Red. L. Swedenborg. Norstedts Tryckeri, Stockholm: Förlagsaktiebolaget OTAVA, Keuru, 1988. S. 1458.
  2. Vättar // Sagor – Tankar och Funderingar [Электронный ресурс]. December 31, 2009.  Режим доступа: http://vanja.info/funderingar/tomtar-och-troll/vattar/ (дата обращения 29.05.2014)
  3. Hagberg R. Forna tiders sägenskatt  från Omberg och dess omgivningar [Электронный ресурс].  Режим доступа: http://hembygdsbok.odeshog.se/web/odeskult/internet.nsf/0/9B69AED0980BBE96C1256FDD002FE987/$file/0.pdf (дата обращения: 24.04.2014)
  4. Åkerlund C. Kloka gubbar och gummor [Электронный ресурс] // Institutet för de inhemska språken  Режим доступа: http://www.kotus.fi/index.phtml?l=sv&s=2123  (дата обращения: 13.06.2014).
  5. Folktron [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.4um8.se/smaland/Folktro/folktro.htm (дата обращения: 11.05.2014)
  6. Vittrefolk // Nordisk familjebok [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://runeberg.org/nfcl/0475.html  (дата обращения: 03.03.2014)
  7. Афанасьев А.Н. Мифы, поверья и суеверия славян (поэтические воззрения славян на природу): в 3 т. М.: Эксмо; СПб.: Terra Fantastica, 2002. Т.2.
  8. Asbrjörnsen P.Chr. Norska folksagor och huldre-sägner. Stockholm: Albert Bonniers förlag, Alb. Bonniers boktryckeri, 1881.
  9. Westrin Th. Huldra // Nordisk familjebok. Konversationslexikon och realenencyklopedi. Ny, reviderad och rikt illustrerad upplaga  [Электронный ресурс]. Stockholm 1909.
    Nordisk familjeboks förlags aktiebolag
    Nordisk familjeboks tryckeri. S. 1262. Режим доступа: http://runeberg.org/nfbk/0659.html. (дата обращения: 25.12.2013).
  10. Svenska älvor / red. R. Svensson:  // Unga fakta: энциклопедия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ungafakta.se/naturvasen/alvor/svenska/svenska_alvor.asp (дата обращения: 14. 01. 2013).
  11. Три волшебных листочка: Скандинавские народные сказки. / Пер. и обработка Л.Ю. Брауде. Петрозаводск: Карелия, 1986. 174 с., ил.
  12. Асбьёрнсен П.К. Вороны Ут-Рёста // На восток от солнца, на запад от луны: Норв. сказки и предания. Петрозаводск: Карелия, 1987. С. 3 – 17.
  13. Стеблин-Каменский М.И. Культура Исландии. Л.: Изд-во «Наука». Ленинградское отделение, 1967. 182 с., ил.
  14. Сказки скандинавских писателей / Cост. Л.Ю. Брауде, Н.К. Белякова. Л.: Лениздат, 1990.
  15. Бессмертная О.Ю. Рябинин А.Л. Предки // Мифы народов мира. М.: Рос. энциклопедия, 1997. в 2т. Т.2. С. 334.
  16. De är av Lucifers släkte, de där vittra … [Электронный ресурс] // Murberget. Länsmuseet Västernorrland. Режим доступа: http://www.murberget.se/upptack/minnespost.aspx?regnr=9384 (дата обращения: 30.03.2014)
  17. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М.: Изд-во политической литературы, 1989.
  18. Ett axplock ur de gamlas tro på skrock och vidskep [Электронный ресурс] // Murberget. Länsmuseet Västernorrland.
    Режим доступа: http://www.murberget.se/upptack/minnespost.aspx?regnr=916 (дата обращения: 13.06.2014).
  19. Barn, underjordiska, efterbörd. [Электронный ресурс] // Murberget. Länsmuseet Västernorrland. Режим доступа: http://www.murberget.se/upptack/minnespost.aspx?regnr=10584 (дата обращения: 13.06.2014).
  20. De gamla har brukat skära ett kors … [Электронный ресурс] // Murberget. Länsmuseet Västernorrland. Режим доступа: http://www.murberget.se/upptack/minnespost.aspx?regnr=7391 (дата обращения: 13.06.2014).
  21. Хульдры-соседи [Электронный ресурс] // Norge.ru. Вся Норвегия на русском. Режим доступа: http://www.norge.ru/huldra_nabo/ (дата обращения: 11.05.2014).
  22. Björck I. Dödstraff för hångel med skogsrå: intervjun med Mikael Häll, Lunds universitet [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www4.lu.se/o.o.i.s?id=12344&news_item=5265 (дата обращения: 19.11.2013).
  23. Man kunde genom att vidtaga visa… [Электронный ресурс] // Ur. S.A. Palèn: Från Gamla Haverö, Sundsvall 1945, sid. 211-212. Murberget. Länsmuseet Västernorrland.
    Режим доступа: http://www.murberget.se/upptack/minnespost.aspx?regnr=11589 (дата обращения: 08.04.2014).
  24. Det går en gammal sägen… [Электронный ресурс] // Murberget. Länsmuseet Västernorrland.
    Режим доступа: http://www.murberget.se/upptack/minnespost.aspx?regnr=5837 (дата обращения: 14.06.2014).
  25. De underjordiska brukar helst… [Электронный ресурс] // Murberget. Länsmuseet Västernorrland.
    Режим доступа: http://www.murberget.se/upptack/minnespost.aspx?regnr=5805 (дата обращения: 13.06.2014).
  26. Фрезер Дж. Дж. Золотая ветвь. М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2010.


Все статьи автора «Сафрон Елена Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: