УДК 82-9

КОМИКС КАК ПЕРЕДОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ФАНТАСТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Коларькова Алена Валерьевна
Нижнетагильская социально-педагогическая академия

Аннотация
Статья посвящена ключевым вопросам развития жанра фантастической литературы с момента ее появления до наших дней, и, кроме того, в тексте подробно рассматривается функционирование комикса как направления фантастической литературы, и его значение в контексте современного литературного процесса.

Ключевые слова: жанры, комикс, литературоведение, современная литература, фантастика, фантастическая литература


THE COMIC AS A LEADING DIRECTION OF DEVELOPMENT OF MODERN FICTION

Kolarkova Alena Valerievna
Nignetagilsky socio-pedagogikal academy

Abstract
This paper is concerned with the questions of the history and development of the genre fiction. In addition, the paper discusses the value of comics in the development of modern literature.

Библиографическая ссылка на статью:
Коларькова А.В. Комикс как передовое направление развития современной фантастической литературы // Филология и литературоведение. 2014. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://philology.snauka.ru/2014/05/815 (дата обращения: 29.04.2017).

Первая половина XX века ознаменовалась расцветом книжной фантастики. Литература в этот период стремилась «предсказать», предвосхитить развитие науки и техники, в особенности исследования космоса. Действие книг часто помещалось в будущее, а герои имели дело с новейшими открытиями, изобретениями, неизведанными явлениями. Именно в этот период, а именно в 1894 году, публикацией в журнале World начинается также история комикса. Поэтому неудивительно, что комикс, ориентируясь на общие литературные тенденции времени, с энтузиазмом развивается в направлении фантастического жанра.
В дальнейшем – в 30-х-40-х годах эта тенденция закрепляется. Реалии военного времени способствуют развитию фантастической литературы и комикса. Фантастика в этот период предоставляет возможность при помощи аллегорий говорить о политике, военных акциях, освещать социальные проблемы, не обсуждая их напрямую, но высказываясь при этом достаточно открыто.
Пятидесятые годы, как и два последующих десятилетия, ознаменованы в истории комикса пристальным вниманием к проблеме атомного вооружения. Такие события, как появление атомной бомбы, холодная война между СССР и США, война между Северной и Южной Кореей, угроза возникновения в мире нескольких сверхдержав, обладающих оружием огромной мощности, не могли не найти свое отражение в литературе. Комикс-индустрия этого периода представляет нам такую серию фантастических комиксов как “Атомный человек”. Скотт Земан в своей книге “Атомная культура” вдвигает предположение времени считают, что подобные персонажи помогли ослабить страх молодых читателей в отношении перспектив атомной войны.
Можно утверждать, что первые десятилетия существования комикса закладывают основные направления его развития. Вопреки тому, что этот вид литературы является очень разноплановым и разнонаправленным, и легко изменяется, подстраиваясь под реалии современности и требование читателя, ему все-таки удается сохранить неизменными некоторые ключевые основы. Стоит упомянуть, что все наиболее популярные в данные момент линейки изданий имеют свои истоки в  40-х-60-х годах.
Первое издание Супермена датируется 1938 годом, годом позже издательство DC знакомит нас с таким персонажем, как Бэтман, 1941 год ознаменован появлением на прилавках первого номера комикса “Капитан Америка”. Пожалуй, наиболее поздней является линейка изданий “Люди Икс”, берущая начало в 1963 году.
Естественно, что герои, существуя на протяжении такого длительного периода, изменялись порой почти неузнаваемо. В качестве примера можно привести такие ответвления от основного сюжета как Batman Beyond и Injustice, реализованные в виде анимационного фильма и компьютерной игры. Менялись в соответствии с проблемами времени и сюжеты: например, популярная в данный момент линейка “Люди Икс” освещает такие вопросы, как Карибский кризис, убийство президента Кеннеди, война во Вьетнаме. Но, обращаясь к подобным проблемам современности, комикс сохраняет свою фантастическую составляющую, заложенную у истоков возникновения.
Именно этим можно объяснить его популярность у детско-подростковой аудитории. Кроме того, вряд ли можно во всей истории литературы найти сюжет, который строился бы исключительно на построении и развитии фантастических миров. Так или иначе, любое произведение обращается к непреходящим ценностям, и фантастика не является исключением, поэтому нельзя игнорировать тот нравственный посыл, который она заключает в себе.
Вопросы морали, нравственности, спорные аспекты жизни общества – поданное в специфической оболочке фантастики, все это находит у аудитории живой отклик, которого вряд ли смогли бы добиться другие литературные жанры, например, традиционный реалистический роман.
Интересным примером в данном случае является научно-фантастическая линейка «Люди Икс» издательства Marvel, а так же ее экранизация. Вопросы нравственного выбора, проблемы современного общества, сложности взаимодействия между людьми — вот что скрывается под фантастической оболочкой серии, именно этому уделено больше всего внимания в контексте сюжета.
«Это монументальный манифест в защиту толерантности», – пишет российский журналист и блоггер Антон Долин в рецензии на работу Брайана Сингера по экранизации франшизы «Люди Икс». [1]
О социальной значимости фантастического комикса и его экранизации высказывается так же один из ведущих актеров, участвовавший в съемках «Людей Икс», Майкл Фассбендер: « Я думаю, «Люди Икс» – это очень мощная серия с концепцией маргинализированного сообщества, представителей которого презирают, высмеивают и изолируют от прочих людей. Но ведь мы часто видим подобное и в реальной жизни, это свойственно многим странам. Эта тема, несомненно, привлекает и детей – особенно тех, которые вынуждены менять школы, вливаться в новые круги общения. Многим подросткам приходится это ощущать – что их не понимают, что над ними смеются. Но пример наших героев может придать им уверенности: ведь Люди Икс тоже отличаются от всех остальных – но находят в себе силы, чтобы это преодолеть. Так что это очень человечная концепция в самом широком смысле слова». [2]
Другим весомым аргументов в пользу популярности комикса среди детей и подростков является разноплановость контента, предоставляемого издательствами. Это, например, идея перенесения книг в формат комиксов. Более десяти лет назад первые шаги в этом направлении сделала DC Comics, выпустив комиксы по мотивам знаменитых «Девяти принцев Амбера» Роджера Желязны. В то же время издательство Devil’s Due выпускает комиксы по мотивам игровых компьютерных вселенных.
Комиксы «по мотивам» не только эксплуатируют популярность фантастических миров, но нередко придают им второе, если не третье дыхание.  Многие проекты, потерявшие популярность в прочих видах искусства, находят приют в индустрии комиксов. Наверное, самый яркий пример — похождения знаменитого археолога Индианы Джонса. В девяностые годы, когда кинотрилогия уже отгремела, а четвертую часть еще не анонсировали, для героя пришла пора попасть на страницы комиксов. В них вездесущий Джонс добрался даже до Атлантиды. И пусть нарисованный Джонс не слишком походил на Харрисона Форда, дух фильмов авторы комиксов передали очень точно: серию можно смело признать полноценной частью истории неутомимого искателя приключений.
Фантастические комиксы в целом имеют тесные связи с кинофантастикой, которые обмениваются друг с другом героями, сюжетами и мирами. По каждому крупному телесериалу (Вавилон-5, Звездные войны) была выпущена одноименная серия комиксов. Рекорд в этой сфере принадлежит «Звездным войнам», по мотивам которых издано около тысячи комиксов.
Пожалуй, именно тесная связь современного комикса с бурно развивающейся киноиндустрией является одним из решающих факторов популярности. Начиная с кинопросмотра, зритель в итоге приходит к чтению графической новеллы. Этот путь актуален и для традиционной фантастической литературы: экранизация, как правило, вызывает новую волну интереса к первоисточнику, самой книге.
Существует мнение, что комиксы, как и экранизации, являются в некотором роде облегченной, популистской подачей литературного материала. Что такая форма, богатая на визуализацию, с минимальным количеством текста, призвана охватить аудиторию, не привыкшую читать и воспринимать полноценную литературу. И, возможно, с одной стороны эта мысль вполне справедлива. Но с другой – комикс давно стал полноценной ветвью развития современной литературы, литературой на стыке графики и художественного текста, и эта форма имеет высокую популярность, поскольку в полной мере соответствует ритму жизни современного общества. Учитывая то обилие информации, с которым ежедневно сталкивается современный ребенок, подросток, есть смысл задуматься о способах облегчения восприятия этой информации. В современной литературе, не только фантастической, а литературе любого плана, не место громоздким конструкция и пространным рассуждениям, она направлена на максимально сжатую и информативную подачу материала. И в этом смысле именно комикс выходит на передовую литературной жизни.
Дискутируя о фантастике в целом, необходимо признать необходимость переосмыслить само видение фантастического сюжета. Развитие техники с каждым днем воплощает в жизнь все те задумки, что еще десятилетие назад казались невозможными и по праву принадлежащими только литературным произведениям. Грань между фантастикой и реальностью становится гораздо более размытой и менее ощутимой, чем она была на рассвете появления жанра. И, возможно, спустя сто лет с момента возникновения, имеет смысл изменить свое отношение к фантастике, перестав воспринимать ее как исключительно развлекательный жанр,  и осмыслить как жанр, который повествует нам о вполне возможном, реальном будущем.


Библиографический список
  1. Долин А. Вести FM. http://radiovesti.ru/article/show/article_id/136104
  2. Марков М. Киноридус, бездна новостей. http://www.ridus.ru/news/160100



Все статьи автора «lehnsherr»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)