УДК 82

ВЗРОСЛЫЙ РЕБЕНОК И РЕБЕНОК-ВЗРОСЛЫЙ (А.М. РЕМИЗОВ И ЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ)

Белова Наталья Сергеевна
Вологодский государственный педагогический университет
магистрант

Аннотация
Статья раскрывает литературную маску «взрослый ребенок» писателя Алексея Ремизова. Характеризуются произведения автора разных лет, такие как «Пруд», «Часы», «Крестовые сестры», «Царевна Мымра», делается вывод о двойственности образа ребенка.

Ключевые слова: Алексей Ремизов, взрослый ребенок, двойственность образа, игра, образ ребенка


ADULT CHILD AND CHILD (A.M. REMIZOV AND HIS WORKS)

Belova Natalia Sergeevna
Vologda State Teachers Training University
master student

Abstract
The article reveals the literary mask "adult child" of writer Alexei Remizov. The author of the article characterizes Remizov’s works of different years ("Pond", "Clock", "Sisters of the Cross", "Princess Mymra") and concludes about child’s duality.

Keywords: A. Remizov, adult child, child’s image, game, the image’s duality


Библиографическая ссылка на статью:
Белова Н.С. Взрослый ребенок и ребенок-взрослый (А.М. Ремизов и его произведения) // Филология и литературоведение. 2014. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://philology.snauka.ru/2014/02/685 (дата обращения: 02.05.2017).

Алексей Ремизов всегда хотел казаться наивным чудаком. Его литературные маски дурака, скомороха, даже юродивого не раз рассматривались исследователями и критиками. Хотелось бы добавить еще одну маску – «большой ребенок», «взрослый ребенок». Фантазия детей не знает границ, как и фантазия Ремизова – он стремится использовать детскую игру как поэтический прием в изображении жестокого мира, искажающего детскую душу, стремится убежать от этой жестокости в мир выдумки и сказки.

В Ремизове много наивного, ребячливого. Например, он, как многие дети, всего боится и не скрывает этого: «…Я боюсь ездить в автокарах и в автобусах и, конечно, в автомобиле, мне все кажется, или опрокинет или наскочит; я боюсь ездить по железной дороге и в метро, я всегда думаю о крушении, а все встречные лошади грозят меня ударить подковой… А в грозу – днем ли, ночью ли – я всегда боюсь, молния попадет в дом. В театре, в концерте я сижу как на иголках: мне все кажется, рухнет потолок или начнется пожар…» [4; c. 9-10].

Ремизов как любой ребенок любит играть. 1908 г. – год создания Обезьяньей Великой и Вольной Палаты. Его игра была тем жизнетворческим пространством, где создавался миф о времени и людях. [2; c. 223]. Играми и забавами Ремизов, должно быть, скрывал свою сверхчувствительность, пытался убежать от жестокой реальности. Ведь начало XX века для него – время катаклизмов, потрясений в истории страны –  в 1910-е годы складывается историко-литературная концепция писателя о катастрофичности и хаосе бытия.

Любит он обыгрывать и свою наружность Маленький, сгорбленный, всегда взлохмаченный, со сломанным еще в детстве носом, всегда бедная поношенная одежда. А рядом – статная жена-красавица, больше похожая на большую куклу.

И не зря князь Мышкин с его детской доверчивостью, совестливостью был одним из любимых героев Ремизова. Мышкин – литературное воплощение «взрослого-ребенка». Ремизов и сам такой – со своей сверхчувствительностью, наивностью.

Н. Кодрянская отмечала особую страсть Ремизова к разного рода игрушкам, оберегам, безделушкам, талисманам с особыми названиями «вергуны», «стрекуны», «ногопрыги», «носочуи», «рукомахи». Для писателя игрушки были целым миром, игрушки имели сердце, игрушки дышали.

В Ремизове всегда была вера в сказку, чудо: кикиморы, лешие, водяные, Лесавка. Эту веру в волшебство он пронес через всю жизнь и через все творчество: даже в, казалось бы, реалистических романах и повестях обязательно появляется чертовщинка (вспомнить хотя бы «Иверень»).

Множество произведений автора разных лет автобиографичны. Это «Пруд», «Подстриженными глазами», «Иверень». «Автобиографическое пространство» (определение Антонеллы Д’ Амелиа) автора возникает в его произведениях, воспоминаниях, свидетельствах современников. Братья Ремизовы вначале были на попечении прислуги, а затем росли в окружении соседей — фабричных рабочих и их детей. Эту же ситуацию мы видим и в его книгах.

В очерке Н. В. Резниковой весьма лаконично и точно охарактеризованы биографические данные: «Алексей Ремизов с детства был необычайно одарен:……Но детство его проходило в довольно мрачной обстановке при полном безразличии окружающих; мать во всем в жизни разочаровалась и бросила мужа. Она находила утешение в алкоголе и в чтении, на целый день запиралась в своей комнате: читала и пила. Детям часто приходилось слышать крики становившейся невменяемой женщины. С детства Алексею Ремизову были свойственны своеволие, озорство, порой доходившее до жестоких шуток, и в то же время душевная чуткость, сострадание к чужому горю» [7; c. 6].

Может поэтому, образ ребенка у Ремизова двояк. С одной стороны, в нем явно слышится что-то бесовское, с другой стороны, детская наивность, даже некая ангелоподобность. Ребенок мечется между Добром и Злом, Богом и Дьяволом, не может сделать выбор.

В романе «Пруд» главный герой – Николай Финогенов. С самого начала автор рассказывает о судьбе братьев Финогеновых, практически не имеющих родителей. Мать не любит отца и уходит жить к братьям, она несчастна, поэтому, спивается. Дети предоставлены сами себе.

Ребенок в романе Ремизова – человек с измученной, больной душой, с огромным комплексом неполноценности. «Необузданные выходки» помогают защититься, отстоять неприкосновенность своего детского мира, это месть взрослым за их жестокое вторжение в детскую душу [1; c. 86].

Колю Финогенова и его братьев почти никто не воспитывает, Николай приучился с детства подслушивать и лгать, ведь его за это никто не ругает. Лживость в ребенке, как отмечает А. Рыстенко, поддерживается глупыми няньками – чтобы наказать мальчика, они зазывают его обманом [6; c. 14].

Дальше – больше, дети начинают воровать: «Крали мелкие деньги, случалось брать и крупные» [3; c.90]. Но и это еще не все – одно из любимых развлечений братьев Финогеновых – пытки. Страшна и жестока сцена расправы с крысой в романе «Пруд»: «Потихоньку льют кипяток. Крыса визжит и мечется, а кипяток все льют и льют на нее. С хвоста у ошпаренной крысы слезает шкурка, и хвост становится розовым и нежным, дрыгает. Снова появляется кипяток, снова льют, норовя на глаза. Крыса судорожно умывается лапкой и кричит, кричит как человек» (3; с. 64). Любят мальчики препарировать животных, но особую радость им доставляет издевательство над маменькиным сыночком Ванечкой и дворовой девчонкой Машкой.

Когда дети видят повесившуюся мать Вареньку, они пытаются ее спасти – виснут у нее на ногах и раскачиваются как на гигантских качелях. Четыре раза автор повторяет, что хотели дети спасти ее, словно пытались замолить и свой грех. Ведь и они отчасти виноваты в смерти матери. Она, отрекшаяся от своих идеалов, вышла замуж без любви, единственная, кто спасает Вареньку от окончательного падения, кто понимает – подруга Пелагея. Дети отваживают ее от дома, лишают мать единственной «отдушины», она падает окончательно. И не зря повторяет Варенька детям: «Проклятые вы!»

Несмотря на озорство, на дурные, порой злые поступки, все же Коля способен серьезно влюбиться и глубоко, до боли, чувствовать разочарование, как в случае с продажной Маргариткой. Он часто анализирует свои поступки и проступки, часто его мучает совесть, раскаяние, но Огореловщина берет свое. Он понимает, что никому не нужен, это толкает его на грубость, злость, отчасти для того, чтобы привлечь внимание матери, но слышит лишь: «Гадина. Паршивая гадина, выродок проклятый!» [3; c. 88].

В то же время в детях Ремизова много детского. Животное для них также важно как человек. Умершего кота Наумку братья Финогеновы отпевают, служат ему обедню. Казалось бы, детская, даже антирелигиозная забава, но для них это словно священное таинство. В другой книге Ремизова – «Царевна Мымра» мальчик Атя, влюбленный в содержанку, пытается сбежать в Америку по чужому паспорту, открыть свой остров, чтобы доказать любовь.

Иринушка в повести «Часы» – символ чистоты. Она – фоновый персонаж, ничего не говорит на протяжении повествования, но в то же время ее роль в книге важна. Она противопоставлена всем остальным персонажам – несчастным, потерявшим веру в собственные силы и в светлое будущее. Она еще не понимает, какое горе на нее падает, в какой обстановке ей суждено вырасти. Мать, брошенная отцом, сумасшедший старик-дед и сумасшедший дядя – вот что окружает девочку, но именно в Иринушке – то будущее, светлое и легкое, к которому стремится каждый.

 Однако обстоятельства вынуждают детей быстро взрослеть. Верушка из книги «Крестовые сестры», лишившись родителей, оставшись одна в большом городе, еще совсем девочкой скатывается в разврат, становится практически «рабыней». В повести «Часы» мальчик Костя – маленький взрослый. Он ожесточен на весь мир за то, что тот не принимает его уродства. А Атя, оказавшийся под кроватью, когда его любимая царевна принимала Депутата, теряет веру: Первый раз в жизни заплакал. Так заплачет земля в последний раз, когда с неба попадают звезды [5; c. 203].

Ремизов много пишет о детях и для детей, часто словно списывая их противоречивые образы с самого себя, скрываясь за маской ребенка. К сожалению, его яркая, кристально чистая детская книга «Посолонь» в настоящее время практически забыта.


Библиографический список
  1. Гусева Е.В. Роман «Пруд» А.М. Ремизова: поэтика двоемирия: Монография. – Йошкар-Ола, 2011.
  2. Обатнина Е. А.М. Ремизов и «Серапионовы братья» (из истории взаимоотношений) Ремизова // Новое литературное обозрение. – 1997. – №26. – С.223–234.
  3. Ремизов А. М. Собр. соч.: В 10 томах. – Т. 1. Пруд. — М., 2000.
  4. Ремизов А. М. Собр. соч.: В 10 томах. – Т.8. Подстриженными глазами. Иверень. – М.,2000.
  5. Ремизов А.М. Царевна Мымра. – Тула, 1992.
  6. Рыстенко А.В. Заметки о сочинениях Алексея Ремизова (Сочинения Алексея Ремизова, тт. I – VIII, изд-во: «Шиповник», СПБ, 1911-12 гг.). – Одесса, 1913.
  7. Цит. по Козьменко М. Двоякая судьба Алексея Ремизова / Ремизов А.М. Избранные произведения. – М., 1995.


Все статьи автора «Natu51»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: