УДК 070.489

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕДИАОБРАЗОВ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ НА ОСНОВЕ МОЛОДЁЖНЫХ ИЗДАНИЙ «СТУДЕНЧЕСКИЙ МЕРИДИАН» И «LA YOUTH»

Шмитько Эльвира Олеговна
Белгородский государственный университет
магистрантка факультета журналистики

Аннотация
Данная статья посвящена исследованию медиаобразов современной молодёжи ,представленных в российском молодёжном издании «Студенческий меридиан» и американской газете для молодых людей «LA Youth». Проведенное исследование позволяет утверждать, что на основе выбранного нами метода контент-анализа можно установить, какие медиаобразы репрезентуют оба молодёжных издания. Результаты исследования раскрывают сходства, различия и особенности полученных медиаобразов.

Ключевые слова: медиаобразы, современная молодежь


THE RESEARCH OF MEDIA IMAGES OF MODERN YOUNGSTERS OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THE USA ( BASED ON THE MATERIALS OF “STUDENT MERIDIAN” AND “ LA YOUTH”)

Shmit'ko Elvira Olegovna
Belgorod State University
getting Master Degree of the Faculty of Journalism

Abstract
The article is dedicated to the research of the media images of modern young people of the Russian Federation and The USA, that are represented in modern press for young people such as «Students Meridian» and «LA Youth». The research allows us to conclude what media images are presented in both newspapers for teens. The results of the research describes similes, differences and particularities of given media images.

Библиографическая ссылка на статью:
Шмитько Э.О. Исследование медиаобразов современной молодёжи на основе молодёжных изданий «Студенческий меридиан» и «LA Youth» // Филология и литературоведение. 2013. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://philology.snauka.ru/2013/11/607 (дата обращения: 16.07.2023).

В данной статье мы представим промежуточные результаты исследования медиа образов современной молодёжи ,российской и американской ,в рамках проводимого в нашей магистерской диссертации “Образ молодёжи в дискурсе российских и американских масс-медиа (на материале интернет- версии журналов “Студенческий Меридиан” и “LA Youth”. Обзор материалов ,посвещенных молодёжной прессе ,показывает, что данная тема слабо представлена и не является хорошо разработанной .Например, Н.А.Юртанова в статье “Молодежная пресса: динамика развития ( на примере журналов  “Юность” и “Ровесник”)справедливо, на наш вгляд, отмечает:”журналистское сообщество, видимо, не видит смысла определять сам термин “молодежная пресса”. Юртаева аргументирует такое мнение тем , что ни у А. А. Третычного, ни у Я.Н.Зассурского , ни у Г.С. Курконосенко нет исчерпыющего определения “молодежная пресса”. В нашем исследовании под этим термином мы будем понимать прессу , создаваемую от лица молодёжи и для молодёжи, такую разновидность журналистики принято называть юнкорской журналистикой.

В период становления личности СМИ играют важную роль в её формировании.  Рынок СМИ велик, однако сектор молодёжных изданий довольно узок. Под молодёжными изданиями мы будем понимать форму периодического распространения массовой информации, ориентированную на аудиторию в возрасте от 14 до 30 лет включительно. Молодёжная журналистика – самостоятельное звено общей системы средств массовой информации. Она приобщает подрастающее поколение к интеллектуальному и духовному потенциалу общества, является важным каналом передачи информации от старшего поколения к младшему и одновременно средством коммуникации, позволяющим общаться друг с другом. Статистические данные показывают, что в Российской Федерации зарегистрировано свыше 350 изданий для молодёжи, общий тираж которых составляет больше трёх миллионов в месяц. Выбор для исследования категории «молодёжь» обусловлен тем, что в российском  обществе, как  по мнению отечественных, так и западных  экспертов, сложилось двойственной отношение к молодым людям : с одной стороны, молодёжь рассматривают как будущее нации, ведущий человеческий ресурс, основной потенциал национального здоровья, благосостояния, духовного богатства; с другой стороны, от молодежи ожидают  опасности и в смысле  криминализации молодежных сообществ и субкультур, и в смысле утраты ценностей, присущих предыдущим поколениям россиян. Перед собой мы поставили задачу рассмотреть молодежные издания , создаваемые от лица молодёжи и для молодёжи, чтобы опровергнуть распространенное мнение о «потерянном поколении» и определить медиаобраз , который представлен на страницах данных издания . Наиболее авторитетным изданием в данной области мы посчитали журнал «Студенческий меридиан». Он является публицистическим, научно-популярный и литературно-художественным молодёжным журналом, образованным в 1924 году под названием «Красная молодёжь» (1924—1925). До Великой Отечественной войны название менялось дважды («Красное студенчество», 1925—1935; «Советское студенчество», 1936—1967).С 1967 по 1973 годы журнал выходил в виде ежегодного альманаха, с 1974 года выходит ежемесячно. Тираж «Студенческого меридиана» составляет 12 000 экземпляров.  Также было решено провести сравнительный анализ рассматриваемого журнала с одним из американских изданий , создаваемого молодыми американцами. Данное сравнение межкультурной направленности вносит новизну в наше исследование и помогает составить более полную картину представлений о современной молодёжи и отражении её взглядов, привычек и мировоззрения не только в выбранном отечественном издании, но и в зарубежном. Газета “LAYouth” издаётся с 1988 года, слоган журнала указывает на то ,что данное издание ориентировано на молодых людей и  создается самими представителями молодёжи – “ thenewspaperbyandaboutteens”.  Для определения медиаобразов и дальнейшего их сопоставления мы провели контент-анализ рассматриваемых изданий. Результаты которого представим в таблицах.

В первую очередь, мы рассмотрели тематическую направленность материалов .Выбор ,на основе которых был проведён анализ не случаен. Мы опросили около 50 студентов юридического факультета СФ ВГУ на предмет интересующих их тем, которые, по их мнению, должны быть представлены в молодёжных СМИ. На основе предложенных тем и был приведена одна из частей контент-анализа ,посвященная тематической направленности текстов выбранных молодёжных СМИ. Результаты представлены в таблице.

Таблица1

Темы Студенческий меридиан LA Youth
Кол-во публикаций доля Кол-во публикаций доля
Молодёжь и политика 4 7% 1 1%
Психология, саморазвитие 9 15% 5 3%
Отношения между полами 5 9% 3 2%
Учёба в колледже, университете 7 12% 17 11%
Хобби, досуг, творчество 11 18% 9 6%
Электроника, технологии 3 5% 6 4%
Экология 5 9% 0 0%
Культура ,искусство 4 7% 15 9%
Работа, трудоустройство 2 3% 5 3%
Стиль, мода 1 2% 1 1%
Здоровье 4 7% 2 1%
Спорт 1 2% 2 1%
Интервью, жизнь знаменитых людей 0 0% 39 24%
Наука, естествознание 0 0% 13 8%
Молодёжь и общественная жизнь 4 7% 12 8%
Новости шоу-бизнеса 0 0% 31 19%
Итого 60 100% 161 100%

Результаты исследования тематической направленности материалов указывают на то, что в американском журнале большая часть материалов посвящена таким темам как : психология и саморазвитие (15%), хобби и досуг(18%), учеба в колледже (12%), экология (9%),отношения между полами(9%) также молодых американских журналистов, судя по результатам вышеуказанной таблицы, их не оставляет равнодушными темы молодежи в политике и общественной жизни, здоровье молодых людей (обе категории набрали по 7%) и вопросов культуры (7%). В меньшей степени в газете отражены такие темы как: электроника и технологии(5%), работа и трудоустройство (2%), стиль и мода (2%). Не нашли на страницах данного издания места статьи по следующим тематическим направленностям : новости шоу-бизнеса, наука и естествознание, интервью и жизнь знаменитых людей(все по 0%), тогда как в российском молодежном журнале эти доля этих тем составляет: интервью и жизнь знаменитых людей(24%), новости шоу-бизнеса(19%), наука и естествознание (8%).Учеба в университете волнует молодых российских журналистов практически на столько, насколько и их американских коллег(11%), также количество статей в процентном соотношении ,посвященных работе и трудоустройству совпадает в обоих изданиях (3%). Общественной жизни российской молодежи посвящены 8% публикаций, довольно малый процент(3%) отражает вопросы психологии и самопознания, также как и категория «отношения между полами»(2%). Публикаций, посвященных таким темам, как спорт, стиль и мода, молодежь и политика насчиталось ничтожно мало (1%). Тема экологии вообще не нашла место на страницах данного издания (0%).

Нам показалось недостаточным исследование тематических направленностей американского и российского молодежных изданий, поэтому следующим нашим шагом стало изучение данных по аспектам тем в представленных СМИ. Их результаты приведём в таблице 2.

Таблица 2

Данные по аспектам тем в представленных материалах.

LA Youth Студенческий меридиан
количество доля количество доля
Информационный 20 33% 95 59%
духовно-идеологический 13 22% 9 6%
национально-этнический 5 8% 0 0%
развлекательно-юмористический 4 7% 11 7%
научно-познавательный, культурологический 4 7% 32 20%
нравственный, семейно-бытовой 10 17% 9 6%
политико-управленческий 3 5% 0 0%
нормативно-правовой 1 2% 5 3%
Итого 60 100% 161 100%

Результаты данного исследования по аспектам тем, представленных в материалах газеты «LAYouth» и «Студенческий меридиан»,  показали, что информационный аспект в большой степени представлен в российском журнале (59%), в то время как в американском издании он составляет лишь треть всех представленных материалов (33%) . Это обусловлено тем,  что в «Студенческом меридиане» большое внимание уделяется жизни ВУЗов страны. Однако духовно-идеологический аспект в американской газете для молодежи значительно превышает (22%) его долю в российском молодёжном журнале , это обусловлено тем, что в издании США, представлены публикации на тему веры, религии, месте человека в современном мире, тогда как в российском «Студенческом меридиане» они сведены к минимуму. Также доля национально –этнического аспекта в российском журнале вообще отсутствует , в то время как в американском «LAYouth»он представлен на 8% от общего количества аспектов тем. Это связано с тем, что некоторая доля материалов  данной газеты посвящена вопросам расовой дискриминации и психологическим проблемам молодых людей, отличающихся цветом кожи «DoIbelonghere?; Sept.2012»-(«Есть ли здесь место для меня?»). Развлекательно-юмористический аспект выражен не ярко в обоих зданиях (7%). Немалую долю аспектов тем в «Студенческом меридиане» представляет научно-познавательный и культурологический компонент(20%), в издании широко представлены темы, посвященные театру, живописи, литературе, культурным событиям ,например «Музей Тургенева»№03.2012, тогда как в «LAYouth» этот аспект представлен лишь на 7%.  Доля нравственного и семейно-бытового аспекта тем гораздо выше в американской молодёжной газете(17%) ,чем в русской(6%), за счет различного рода материалов, посвященных таким тема как: отношения в семье и со сверстниками, самопознание, место молодого человека в социальной жизни «Openingmymind; Nov.-Dec 2012» («Открывая границы разума», статья об общении с людьми , имеющими психические отклонения и толерантном отношении к данной категории граждан), «Thinkbeforeyouspeak; May 2012»(«Подумай прежде чем сказать »-статья о тактичном общении с окружающими людьми).Политико-управлеченский аспект в «Студенческом меридиане» отсутствует полностью (0%), тогда как в «LAYouth» он представлен на 5% и отражён в материалах, посвященным темам выборов «Teen`sreacttoObama  victory»-(«Реакция подростков на победу Обамы»), «Election 2012.Howdoyoudecide?; Oct.2012»-(«Выборы 2012.Как выбрать?»). Нормативно-правовой аспект в процентном соотношении представлен в равной степени и в российском журнале, и в американской молодёжной газете. Иллюстрацией данного утверждения могут служить примеры публикаций, посвященных правам студентов: «Я-студент, имею право»№04.2012, «Общежитие-жить по закону»№04.2012 , «Wefoughtforfairnessandwon; March-April2012»-(«Мы боролись за справедливость и выиграли»).

Следующим этапом нашей работы стало исследование характера публикаций рассматриваемых изданий. Результаты мы занесли в таблицу3.

Таблица3  Характер публикаций

LA Youth Студенческий меридиан
кол-во доля кол-во Доля
Репрезентативный 38 63% 107 67%
Позитивный 13 15% 48 29%
положительный с элементами критики 0 0% 0 0%
Критический 0 0% 0 0%
Проблемный 9 15% 6 4%
Итого 60 100% 161 100%

Из приведенной выше таблицы следует, что большинство публикаций. Как в Российском так и в  американских изданиях носят репрезентативный характер (63%-65%). Это свидетельствует о том, что большая часть материалов объективна и выполняет фактографическую функцию. Не малая часть публикаций в обоих изданиях и рассматривается в позитивном ключе (22% в LAYouth и 9% в Студенческом меридиане). Восторжено в Американской газете молодые журналисты отзываются об обучении в средней общеобразовательной школе «BetterthanIexpected ;May-June2012»-«Больше чем я ожидал», возможности участвовать в политической жизни страны (в частности, в выборах) «Ican`twaittovote; Sept.2012»-«Я не могу дождаться, когда проголосую». Также о перевыборах президента Барака Обамы в газете LAYouth нашли место восхищённые отзывы молодёжи «Teen`sreactetoObamaVictory; oct.2012»-«Реакция подростков на победу Обамы». В Студенческом меридиане положительные отклики находят материалы о возрождении волонтёрских движений «Возрождение волонтёрства» 02. 2012, статья выпускника биологического факультета МГУ «О профессии с восторгом», статья встречи с ректором МАИ «Анатолий Геращенко: Мы даём достойное образование». Ни в одном, ни в другом издании в исследуемых выпусках за 2012 год мы не встретили публикаций критической направленности. Что касается проблемных публикаций, то LAYouth их доля больше чем в Студенческом меридиане (15% и 4% соответственно). Это связано с тем, что в американской молодёжной газете статьи проблемной направленности посвящены таким темам как: расовая дискриминация «DoIbelonghere?; Sept.2012»-«Есть ли здесь место для меня?», «Weareusedtobeingtreatedsuspiciously; May-June2012»-(«Мы привыкли, что к нам относятся с подозрением»); также вопросом религиозных верований «Indefenseofmyfaith»-«В защиту моей веры», проблемам экологии «Wedeservesafeparks;Oct.2012»-«Мы заслуживаем чистые парки».

Следующим шагом нашего исследования было определение героев публикаций. Возрастные рамки категории «молодёжь» находятся в большом разрыве (от 14 до 30 лет), поэтому для наиболее полной картины и создания медиаобразов,  мы разделили героев публикации на несколько групп с целью выявить аудитории, на которые направлены данные издания. Результаты представлены в таблице 4.

Таблица4

Герои публикаций

LA Youth Студенческий меридиан
кол-во доля кол-во Доля
Школьники 20 33% 2 1%
Студенты 20 33% 56 35%
рабочая молодёжь 2 3% 3 2%
герой-не человек 18 31% 48 30%
Герой не относится к категории «молодёжь» 0 0% 52 32%
Итого 60 100% 161 100%

Результаты таблицы 4 указывают на, что российское и американское молодежные издания в большой степени ориентированы на студенческую аудиторию (35% и 33% соответственно). Примером чего в «Студенческом меридиане» могут служить публикации о студенческий жизни и деятельности ВУЗов «Тимирязевка: сам себе агроном»01.2012, «МИИГАиК: я б в конструкторы пошёл»02.2012, «КВН в МАМИ: перезагрузка» 03.2012; в LAYouth – «Aweb-siteaboutcollegefreakedmeout; June2012»-(«Сайт о колледже выбил меня из колеи»), «Theymaketheircollegedreamscometrue»- («Они воплотили свои школьные мечты в жизнь»). Слабо представлены публикации о рабочей молодёжи: 2% для студенческого меридиана и 3% для LAYouth. Равные доли в обоих изданиях представляет категория «Герой- не человек» (30%). Для американской газеты – это публикации, посвящённые темам искусства, литературы и досуга «Redifyingart; May-June2012» – «Пересматривая искусство», «BooksandCDs;Sept2012»-«Книги и диски», «Electrifyingthefuture;May-June2012»-«Электрифицируя будущее». Похожая ситуация складывается в Студенческом меридиане, примером чего могут служить публикации «Музей Тургенева»03.2012, «Антициклон на Юпитере – Мы окружены параллельными мирами?» 03.2012, «Мамонов – глазами Мамонова» 03.2012. Серьёзная доля публикаций в Студенческом меридиане посвящена темам театра, литературы и живописи обусловлены тем, что официальными партнёрами данного проекта являются такие организации как: «Московская филармония», «Московская консерватория», «Союз театральных деятелей России», «Литературная кухня». Именно по этой причине в Студенческом меридиане так ярко представлена группа «Герой не относится к категории «Молодёжь» (32%), в журнале регулярно публикуются материалы об авторитетных деятелях искусства и культуры «Сергей Кузнецов – пробиться к Моцарту» 05.2012,  «Андрей Дементьев: лишь бы озеро вашей души не мутилось» 06.2012. В тоже время группа «герой – не относится к категории «молодёжь» не представлена в американской LAYouth. Это связано с тем, что большинство материалов (согласно нашим подсчётам около 80%) представлены от первого лица :«Howwe`vemademoney;Jan.2012»-(«Как мы заработали деньги»), «Willmybestbeenough?;June2012»-«Достаточно ли я хорош на фоне других студентов?»).

Результаты данного этапа исследования позволяют нам сделать промежуточные выводы о медиобразах, представленных в выбранных нами СМИ. Согласно нашим исследованиям  молодой человек, являющийся постоянным читателем и автором (ведь статьи пишут сами студенты различных ВУЗов) российского ежемесячного журнала «Студенческий меридиан», предстаёт перед нами как личность, увлекающаяся ,активная( проявляющая себя в деятельности своего ВУЗа, довольно глубоко погруженная в вопросы искусства и науки, однако по сути аполитичная, с неярко выраженной гражданской позицией, не слишком обеспокоенная реальной общественной жизни страны и её проблемами. Медиаобраз читателя и создателя  молодёжной американской молодёжной газеты LAYouth представляется, согласно нашим исследованиям, следующим образом: молодой человек, интересующийся информаций о саморазвитии, преодолении внутренних комплексов, увлеченный политической и общественной жизни страны, её  экологической безопасностью, также неравнодушный к своему здоровью (как физическому , так и психическому).

Проведенное исследование медиаобразов в российском молодёжном издании и американском помогли нам составить некоторые представления том, что волнует молодых представителей той и другой нации, чем они интересуются, чем живут, на что направлены их мысли, в чём заключается их мотивация. Метод контенет-анализа позволил нам сделать наше исследование максимально достоверным, отражающим объективную картину интересующей нас проблемы.


Библиографический список
  1. И.В. Жилавская «Медиаобразование молодёжной аудитории». – Томск: ТИИТ, 2009. – 322 с.
  2. Н.А.Юртаева «Молодёжная пресса:динамика развития(на примере журналов «Юность» и «Ровесник»// «Знак. Проблемное поле медиаобразования» 2007 №1 (1).
  3. «Студенческий меридиан». Трансформация типа издания. Ю.А.Носова, Ростовский ГУ
  4. http://www.unrussia.ru/sites/default/files/doc/youth_in_Russia_Executive_Summary_rus.pdf


Все статьи автора «Шмитько Эльвира Олеговна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: